Ликбез для налоговой

Чтобы читать Проект 47 без навязчивой, свисающей со всех сторон рекламы от хостинг-провайдера,
с
качайте весь сайт целиком (zip-архив). После распаковки архива начинайте с файла index.html (заглавная страница) либо с файла map.html (карта сайта).


Проект 47

Ликбез для налоговой

 

На данной странице приведены наиболее грубые нарушения законодательства со стороны налоговых органов, замеченные Проектом 47 при посещении инспекции МНС по Всеволожскому району в частности и наблюдении за работой этого фискального ведомства в целом.

Примечание. Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам реорганизовано в Федеральную налоговую службу.

 

Нарушение первое. Взимание налога впрок.

При обращении в инспекцию МНС по Всеволожскому району за справкой об отсутствии задолженности по уплате налогов, необходимой (в некоторых случаях) для совершения сделки дарения или оформления наследства, налоговый инспектор перед выдачей такой справки, ничуть не сомневаясь, взыскивает с заявителя налог на дарение или на наследство соответственно.

Как известно, согласно пункту 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. При этом в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (извещения) (пункт 4 статьи 57 НК РФ).
Применительно к налогу на наследство и дарение законодательством установлен следующий порядок его исчисления и уплаты (статья 5 Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", пункт 15 инструкции ГНС РФ от 30 мая 1995 года № 32 о порядке исчисления и уплаты данного налога, пункт 6 статьи 85 НК РФ). Налог взимается при условии выдачи нотариусами (должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия) свидетельств о праве на наследство или удостоверения ими договоров дарения. О выдаче свидетельств о праве на наследство и удостоверении договоров дарения нотариусы сообщают в 5-дневный срок в налоговый орган по месту своего нахождения. На основании этой информации налоговые органы в 15-дневный срок производят исчисление налога физическим лицам, проживающим на территории РФ, и вручение им платежных уведомлений (извещений). Уплата налога осуществляется плательщиком на основании полученного платёжного уведомления (извещения) не позднее трёх месяцев со дня его вручения.
И только те из наследников и одаряемых, которые проживают за пределами РФ, обязаны уплатить этот налог до получения ими от нотариусов свидетельств о праве на наследство и договоров дарения соответственно.

Практика же, сложившаяся в ИМНС по Всеволожскому району, привела к взиманию налога не только в ненадлежащий момент (когда обязанность по уплате налога ещё не возникла и, может быть, не возникнет вовсе), но и с ненадлежащего лица. Ведь за справкой в налоговую инспекцию обращается даритель, в то время как плательщиком налога на дарение является одаряемый, который никаких полномочий на дарителя по уплате данного налога не возлагал. Соответственно при оформлении наследства за справкой обращается один из наследников, в то время как плательщиками налога на наследство являются все указанные впоследствии в свидетельстве о праве на наследство наследники.

Обо всём этом, очевидно, сотрудники ИМНС по Всеволожскому району не имеют ни малейшего представления. Более того, в беседе с ними можно услышать суждения о якобы полном соответствии закону установленной в инспекции процедуры.

 

Нарушение второе. Взимание налога с земельных участков, не являющихся объектами налогообложения.

При исчислении налога на дарение и наследство инспекторы МНС по Всеволожскому району могут попытаться включить в налоговую базу нормативную стоимость даримых (наследуемых) земельных участков.

Напомним, что в статье 2 Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", определяющей объекты налогообложения по данному закону, земельные участки не значатся. Однако с 13 декабря 1993 года по 2 апреля 2002 года в соответствии с Указом Президента РФ от 7 декабря 1993 года № 2118 "О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землёй", изданным Борисом Ельциным в период послепутчевого единовластия, налогом на дарение и наследство облагались и земельные участки. Президент РФ Владимир Путин своим Указом от 3 апреля 2002 года № 311 "О признании утратившими силу некоторых указов Президента РФ по вопросам налогообложения" указ своего предшественника от 7 декабря 1993 года № 2118 отменил.
Неторопливое Министерство РФ по налогам и сборам спустя четыре с лишним месяца, а именно 14 августа 2002 года, Приказом № БГ-3-04/434 внесло соответствующие изменения в свою инструкцию от 30 мая 1995 года № 32 "О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения". Таким образом, в настоящее время какие-либо правовые основы налогообложения земельных участков, переходящих в порядке наследования или дарения, отсутствуют.

Интересно, что во время визита в инспекцию МНС по Всеволожскому району 12 августа 2003 года лишь моя личная беседа с руководителем отдела налогообложения физических лиц позволила избежать начисления налога на дарение в отношении даримого земельного участка. При этом, что весьма показательно, руководитель отдела не смогла найти вышеуказанную инструкцию ни в своей компьютерной базе, ни в бумажном варианте, ни в новой редакции, ни даже в прежней. И только её телефонный звонок какому-то другому - вероятно вышестоящему - работнику инспекции решил возникшую проблему в пользу закона.

 

Нарушение третье. Непринятие мер по постановке налогоплательщиков на учёт.

При обращении в инспекцию МНС по Всеволожскому району за справкой об отсутствии задолженности по уплате налогов может оказаться, что Вы как обладатель прав на недвижимое имущество ещё не занесены в компьютерную базу налогоплательщиков, т.е. не поставлены на налоговый учёт. В этом случае желаемую справку инспектор Вам не выдаст, а предложит сначала подать заявление и копию правоустанавливающего документа в кабинет № 22 для постановки Вас на учёт. И только по истечении полутора-двух недель, когда данный учёт состоится, Вы сможете получить необходимую справку об отсутствии задолженности. При этом не исключено, что с Вас попытаются взыскать ещё и пени за якобы допущенную Вами просрочку уплаты налога на имущество.

На самом же деле согласно пунктам 5 и 10 статьи 83, пункту 4 статьи 85 НК РФ постановка на учёт в налоговых органах физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, производится на основе информации, предоставляемой органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т.е. для Ленобласти - Ленинградской областной регистрационной палатой). При этом налоговые органы обязаны самостоятельно принимать меры к постановке налогоплательщиков на учёт. Обязанность же подавать заявления о постановке на учёт для самих налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, Налоговым кодексом РФ не установлена.

Примечание-постскриптум. С 1 января 2004 года вступила в силу новая редакция статей 83 - 85 НК РФ в связи с принятием Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 185-ФЗ. Данным законом устранена необходимость подачи заявлений о постановке на учёт даже для организаций и индивидуальных предпринимателей. Налоговые органы обязаны самостоятельно обеспечить постановку налогоплательщиков на учёт. Единственное оставшееся исключение - необходимость для налогоплательщика-организации подавать заявление о постановке на учёт по месту нахождения её обособленного подразделения.
В новой редакции пункта 2 статьи 84 НК РФ прямо указано, что налоговый орган обязан осуществить постановку на учёт физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества в течение пяти дней со дня поступления сведений от органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т.е. ЛОРП - для Ленобласти). Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте уведомление о постановке на учёт в налоговом органе по формам и в порядке, которые устанавливаются МНС России.

ЛОРП и БТИ исправно информируют налоговые органы о правообладателях объектов недвижимого имущества и об их инвентаризационной стоимости. А вот налоговые органы, не справляясь с возложенными на них законодательством обязанностями, пытаются, как мы видим, переложить груз ответственности за провалы в своей работе на простых граждан.
Что же касается проявляемых инспекцией МНС по Всеволожскому району намерений взыскивать с граждан пени за несвоевременную (из-за непостановки на учёт) уплату налога на имущество, то напомним ещё раз следующее. В случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ). Определение налоговой базы по налогу на имущество, земельному налогу, налогу на дарение и наследство возложено законодательством именно на налоговые органы, а не на граждан. Поэтому ни о какой просрочке до получения соответствующего уведомления речи быть не может. А значит, и взыскание пени в такой ситуации безосновательно.

 

Нарушение четвёртое. Незаконное возложение обязанности по представлению налоговых деклараций.

Нежелание Всеволожской налоговой инспекции работать по закону, строго следуя его нормам, привело к практике, согласно которой даже полностью приватизированные садоводческие товарищества вынуждены как юридические лица представлять налоговые декларации по земельному налогу.

Обратим внимание читателей, что в полностью приватизированном садоводстве приватизировано всё, в том числе земли общего пользования, о чём имеется соответствующее свидетельство на право собственности на землю. Причём, земли общего пользования являются не собственностью товарищества как юридического лица, а общей совместной собственностью членов товарищества. То есть в таких садоводствах ни одного квадратного метра земли товариществу как юридическому лицу не принадлежит. Ни на праве собственности, ни на каком-либо ещё праве.
Далее, в соответствии со статьёй 16 Закона РФ "О плате за землю" обязанность самостоятельно производить расчёт подлежащего уплате земельного налога и представлять ежегодно не позднее 1 июля налоговую декларацию возложена только на правообладателей, являющихся юридическими лицами. Исчисление же земельного налога в отношении участков, принадлежащих гражданам, осуществляется согласно указанной статье самими налоговыми органами, которые не позднее 1 августа должны вручать собственникам земли налоговые уведомления.

Приведённые нормы закона инспекцией МНС по Всеволожскому району полностью игнорируются. Потому что чиновникам так легче: самовольно снять часть обязанностей с себя и незаконно возложить их на других.

 

Нарушение пятое. Завышение налоговой ставки.

"Какая же ставка земельного налога за земли в садоводческих товариществах?" - недоумевали председатели правлений и бухгалтеры садоводств, наблюдая, как на протяжении трёх месяцев с марта по июнь 2004 года Всеволожская налоговая инспекция дважды меняла свою позицию по данному вопросу.

Рассмотрим эту ситуацию подробнее.
В 2003 году ставка земельного налога за земли, предоставленные гражданам для ведения садоводства в границах сельских населённых пунктов и вне их черты, составляла для Всеволожского района 0,040608 рубля за квадратный метр. При этом вразумительного объяснения, каким образом была исчислена эта цифра, в нормативных документах не обнаруживалось.

Дело в том, что в соответствии с частью первой статьи 6 Закона РФ "О плате за землю" налог за участки, предоставленные для ведения садоводства, взимается по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района. Статьёй 2 Закона Ленинградской области "О плате за землю в Ленинградской области" от 27 июля 1994 года № 4-оз (в редакции закона от 27 октября 1994 года № 8-оз) и приложением 3 к нему для Всеволожского района была установлена средняя ставка налога за земли сельхозназначения в размере 3100 рублей за гектар. С учётом деноминации и перемножения повышающих коэффициентов (1,5 - 1995 год; 1,5 - 1996 год; 2,0 - 1997 год; 1,2 - 2000 год; 2,0 - 2002 год; 1,8 - 2003 год) указанная ставка стала равняться 60,26 рубля за гектар или 0,006026 рубля за квадратный метр.
Далее, согласно части пятой статьи 5 Закона РФ "О плате за землю" при исчислении сумм земельного налога могут вводиться коррективы на местоположение участков. Так частью 3 статьи 8 Закона Ленинградской области "О плате за землю в Ленинградской области" для Всеволожского района как для административного района с развитой инфраструктурой введён повышающий коэффициент 2,5. Кроме того, в соответствии с частью третьей статьи 6 Закона РФ "О плате за землю" и частью 4 статьи 8 Закона Ленинградской области "О плате за землю в Ленинградской области" органам местного самоуправления предоставлено право с учётом благоприятных условий размещения земельных участков повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.
Таким образом, на 2003 год ставка земельного налога в садоводствах Всеволожского района не могла превышать 0,03013 рубля за квадратный метр (0,006026 х 2,5 х 2,0).

Теперь о размере ставки налога на 2004 год. Статьёй 7 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 117-ФЗ ставки земельного налога повышены с коэффициентом 1,1 для всех земель, за исключением сельскохозяйственных угодий. Средняя ставка налога за земли сельхозназначения для Всеволожского района в размере 60,26 рубля за гектар осталась и на 2004 год, что нашло своё подтверждение в новой редакции приложения 3 к Закону Ленинградской области "О плате за землю в Ленинградской области", принятой областным законом от 25 ноября 2003 года № 96-оз. С учётом того, что ставка за земли, предоставленные для ведения садоводства в границах сельских населённых пунктов и вне их черты, исчисляется исходя из средней ставки налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района, оснований для применения указанного коэффициента 1,1 на 2004 год к землям в садоводствах нет. Что и было подтверждено решением Собрания представителей муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" от 20 ноября 2003 года № 98 "Об установлении ставок земельного налога на 2004 г." (в редакции решения от 25 декабря 2003 года № 115), в пункте 9 приложения 2 к которому ставка налога за земли, предоставленные для ведения садоводства, указана в абсолютном значении - 0,03 рубля за квадратный метр.

Отметим при этом, что нормативными актами не установлено какой-либо специальной (повышенной) ставки земельного налога за участок земель общего пользования в границах садоводства.

Примечание. Применение в отношении участка земель общего пользования в границах садоводства повышающего коэффициента 2, введённого в 1999 году, можно считать правомерным, только если он принадлежит садоводческому товариществу как юридическому лицу. В полностью приватизированных садоводствах такой участок принадлежит на праве общей совместной собственности физическим лицам - членам соответствующего товарищества.

А что же налоговая инспекция? Судя по информации на стенде в помещении инспекции сначала её позиция была такой: налоговики просто применили коэффициент 1,1 к ставке предыдущего года, получив размер ставки 0,04467 рубля за квадратный метр (0,040608 х 1,1). В марте 2004 года в инспекции, вероятно, ознакомились-таки с нормативными актами в сфере налогообложения земельных участков, и внесли исправления в информацию на своём стенде, указав там размер ставки в 0,03 рубля за квадратный метр. Причём ставку эту налоговый орган планировал применять в том числе и для участка земель общего пользования в границах садоводства. Именно из этой законно установленной ставки налога и исходили председатели правлений и бухгалтеры садоводств, когда готовили к сроку декларации по земельному налогу. Однако уже в июне возобладавшие, как казалось, здравые тенденции в налоговой службе были жестоко ею же умерщвлены: всё вернулось на круги своя. Снова, по мнению инспекции, ставка стала равняться 0,04467 рубля за квадратный метр, снова за земли общего пользования следовало платить в два раза больше.
Руководителям садоводств ничего не оставалось, как в спешном порядке переделывать расчёт и переписывать декларации, чтобы не подвергнуться штрафам за их несвоевременное представление.

Примечание-постскриптум. Осенью 2004 года Проектом 47 и садоводческим некоммерческим товариществом "Малахит-2" было подготовлено обращение в вышестоящие инстанции и правоохранительные органы с требованием восстановить законность в налоговой сфере на территории Всеволожского района Ленинградской области. О некоторых результатах этого обращения смотрите в новостях сайта.

 

"Ученье свет, а неученье тьма", - гласит старинная русская пословица.
"Пора выйти из тени!" - призывают граждан налоговые органы в рекламных роликах.
А не пора ли и самим налоговикам выйти из тени, точнее, из беспросветной тьмы собственной безграмотности?


 

Отметим также некоторые другие аспекты работы налоговой службы, которые нарушениями законодательства в прямом смысле не являются, однако красноречиво свидетельствуют об отношении этого ведомства к рядовым налогоплательщикам.

 

Наблюдение первое. Квадратик, долька и 13%.

Внимательный зритель наверняка помнит ряд телевизионных рекламных роликов, размещённых Министерством РФ по налогам и сборам в 2001 году в эфире основных федеральных телеканалов. Смысл тех телеопусов, сводился к показу, сколь небольшой теперь является ставка подоходного налога. (С 1 января 2001 года доходы граждан стали облагаться налогом не по прогрессивной шкале Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", а по фиксированной 13-процентной ставке, предусмотренной главой 23 части второй Налогового кодекса РФ.)

Продемонстрировать малость 13-процентной ставки были призваны следующие ассоциации: белый квадратик в углу тёмного экрана в одном ролике и яблоко с вырезанной долькой в другом. Долька эта казалась и в самом деле маленькой: думаю, что вырезали из яблока рекламщики где-то 1/16 его часть. Квадратик же занимал по площади ещё меньшую часть - примерно 1/20 экрана. Но сопоставьте данные величины со ставкой налога: 13% - это близко к 1/8 части (12,5%).

Если бы МНС России честно отразило в своих социальных клипах 13-процентную ставку, то эффект столь впечатляющим не получился бы. Напротив, не исключено, что возникающие ассоциации несли бы тогда обратный отрицательный заряд: яблоко без 1/8 доли - это уже явно не целое яблоко, слишком бросается в глаза, некондиционное оно какое-то; 1/8 экрана - это уже значительная площадь, отобрать её у телезрителя - значит создать для него очевидное неудобство, откровенно ущемить его права.

Вот поэтому и пошло налоговое ведомство на обман граждан. И неважно, что исполнителями обмана были клипмейкеры. Важно, кто был заказчиком обмана. И неважно, что обман касался лишь визуальных ассоциаций. Важен стиль, важны методы, используемые МНС России в работе.

 

Наблюдение второе. Ссылка на разъяснения, давно отменённые.

В начале 2003 года в помещении инспекции МНС по Всеволожскому району рядом с кабинетом №3 появился стенд с информацией о правовой позиции налоговой инспекции в отношении исчисления земельного налога за участки, предоставленные организациям и гражданам в границах городской (поселковой) черты для строительства жилых домов, до момента окончания их строительства и приёма в эксплуатацию.
Правовая позиция сводилась к цитированию Письма МНС России от 27 апреля 2001 года № ВТ-6-04/351, в котором по отдельным вопросам, связанным с исчислением и уплатой земельного налога, давались разъяснения, подлежащие применению в работе нижестоящими налоговыми органами.

Действительно, крайне неудачная формулировка части пятой статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" позволила налоговым органам истолковать её следующим образом (пункт 15 приложения к указанному письму):
"В соответствии с данной нормой налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трёх процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 14.4 копеек за один квадратный метр в 2001 году (28.8 копеек в 2002 году; 51.84 копеек в 2003 году -
примечание автора).
Согласно статье 4 Жилищного кодекса РСФСР жилищный фонд образуют жилые дома, а также жилые помещения в других строениях. Понятия "жилищное строительство" и "жилищный фонд" не идентичны. Жилищное строительство не может рассматриваться как жилищный фонд до момента окончания строительства, регистрации права собственности на создаваемое недвижимое имущество (статья 219 ГК РФ) и включения вновь построенного жилого строения в состав жилищного фонда органами технического учёта согласно Положению о государственном учёте жилищного фонда в РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 № 1301 "О государственном учёте жилищного фонда в РФ".
Таким образом, Законом РФ "О плате за землю" не предусмотрено применение льготных ставок земельного налога за земли, предоставленные организациям и гражданам для строительства жилья, в период его строительства, до ввода в эксплуатацию. Поэтому за земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов, до момента окончания строительства и приёма в эксплуатацию, земельный налог взимается по полным налоговым ставкам, установленным для данной территории населенного пункта."

Вопрос толкования части 5 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" стал настоящей проблемой для многих индивидуальных застройщиков, получивших в прошлом и позапрошлом годах налоговые уведомления с четырёхзначной суммой земельного налога. Однако спор вокруг этой неоднозначной нормы предметом данного наблюдения не является.

Примечание-постскриптум. О произошедших впоследствии изменениях указанной нормы смотрите здесь.

А вот на что хотелось бы обратить внимание читателя, так это на некорректность использования на информационном стенде в инспекции МНС по Всеволожскому району процитированного выше письма МНС России от 27 апреля 2001 года № ВТ-6-04/351. Дело в том, что оно ещё 23 апреля 2002 года было отменено другим письмом МНС за № НА-6-21/525, в котором причиной отмены названо письмо от 07 февраля 2002 года № 07/1154-ЮД, направленное в МНС России из другого министерства - Минюста РФ. Возможно, что Минюст указал налоговому ведомству на сомнительность некоторых правовых позиций, излагавшихся в отменённом письме. Итак, посмотрим на хронологию событий:

Напрашиваются два альтернативных вывода. И оба не в пользу налогового ведомства. Либо до районных инспекций в век электроники и интернета всё доходит, как до жирафа. Либо сотрудники налоговых органов сознательно идут на обман граждан, ссылаясь для весомости своих аргументов на давно отменённые письма вышестоящих инстанций.


на главную страницу

e-mail: замените в адресе сайта w47.narod.ru
первую точку на символ @


© А. Масалович, 2004 Карта сайта "Проект 47"