Архив новостей сайта за второе полугодие 2005 года

Чтобы читать Проект 47 без навязчивой, свисающей со всех сторон рекламы от хостинг-провайдера,
с
качайте весь сайт целиком (zip-архив). После распаковки архива начинайте с файла index.html (заглавная страница) либо с файла map.html (карта сайта).


Проект 47

Архив новостей сайта за второе полугодие 2005 года

декабрь

Проверено: очередей нет!

Пустые коридоры БТИ ждут посетителей

Сколь живучи всё-таки оказываются некоторые стереотипы поведения российских граждан! Вот уже второй месяц сотрудники Токсовского БТИ выходят на работу в субботние дни (во вторую и третью субботы месяца), а посетителей, для удобства которых суббота как раз и была установлена приёмным днём, - всё нет и нет. При этом по таким привычным для граждан приёмным вторникам и четвергам наблюдается неизменное столпотворение, сопровождающееся всеобщей давкой, обмороками одних и драками между другими.

В общем чудной у нас народ. И результаты выборов, как выясняется, - далеко не единственное тому подтверждение.

 

Как сделку оформить, в наследство вступить?
Какие налоги при этом платить?

Уйма вопросов на нашем пути,
где же ответы на них нам найти?!

Хватит время тратить напрасно!
Проект 47 - там всё просто и ясно!

Проект 47 отмечает свой первый юбилей

1 декабря исполнилось ровно пять лет со дня открытия нашего сайта. Задуманный и воплощённый как исключительно информационный ресурс Проект 47 продолжает оставаться одним из очень немногих источников в сети, подробно и по возможности оперативно освещающих на своих страницах вопросы оформления сделок и наследства в отношении недвижимости.
При этом Проект 47 всё так же чужд корпоративным интересам разного рода коммерческих организаций, работающих на рынке недвижимости, и по-прежнему не зависим от влияния официальных, задействованных в оформлении органов и учреждений, что позволяет ему рассказывать о существующих в данной сфере проблемах невзирая на лица и чины. Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что Проект 47 всегда открыт для дискуссий по обсуждаемым темам, в том числе для критических замечаний в адрес самого сайта и его автора: альтернативные мнения посетителей, присланные по электронной почте, публикуются, а изложенные в
гостевой книге - не удаляются.

*****

В честь пятилетия Проекта 47 автор приглашает всех желающих принять участие в традиционном конкурсе. Условия конкурса смотрите здесь.
 


ноябрь

Стало полегче

Леноблинвентаризация увеличила срок действия справок Ф-11

С осени текущего года срок действия справок БТИ об инвентаризационной стоимости строений и сооружений, расположенных на участке (а также об отсутствии строений и сооружений на участке), увеличен с трёх месяцев до шести. Срок действия указанных справок в отношении квартир оставлен прежним - шесть месяцев. Напомним при этом, что данный срок исчисляется со дня последней инвентаризации объекта, а не со дня выдачи справки Ф-11.

Следует также отметить, что в Ленинградской области срок действия названных справок устанавливается внутренними приказами самой Леноблинвентаризации. Большинство таких приказов официально не публикуется, многие из них даже не попадают в существующие базы правовых систем. А ведь нельзя не учитывать, что получение справок Ф-11 непосредственно связано с реализацией гражданами прав на принадлежащие им объекты недвижимости, а значит, акты, принимаемые Леноблинвентаризацией по этому поводу, являются нормативными. Со всеми вытекающими из этого последствиями их неопубликования (часть 3 статьи 15 Конституции РФ).
 


октябрь

Revolution

В Москве отменили крепостное право

Практически незамеченными для Петербурга остались воистину революционные изменения, произошедшие в порядке оформления наследственных прав на территории Москвы. Приказом от 01 июля 2005 года № 187-н "О ведении наследственных дел нотариусами г. Москвы в системе централизованного учёта" Главное управление Федеральной регистрационной службы по Москве поручило 251 нотариусу Московского нотариального округа ведение наследственных дел по всем адресам (по всей территории) города Москвы. Данный порядок распространяется на наследственные дела, открываемые в отношении имущества граждан, умерших после 31 июля 2005 года.

Таким образом, на территории Москвы отменено фиксированное распределение наследственных дел, при котором наследники вынуждены для оформления своих наследственных прав обращаться к заранее предопределённому нотариусу, каким бы самодуром он ни был. Теперь наследники москвичей имеют возможность выбрать нотариуса (из 251 назначенного), правовая позиция и морально-нравственные качества которого максимальным образом отвечают их законным интересам, что особенно актуально сейчас, когда многие неопределённости действующего законодательства трактуются большинством нотариусов не в пользу наследников, а в ущерб им.
Интересно, что именно "в целях обеспечения наиболее полной реализации наследственных прав граждан и юридических лиц" вышеназванный приказ ГУ Росрегистрации по Москве и был издан.

А в Санкт-Петербурге тем временем наследники по-прежнему, как крепостные, целиком и полностью зависят от прихоти нотариусов-"помещиков", во власти которых они оказались (распределение ведения наследственных дел между нотариусами Санкт-Петербурга по состоянию на осень 2005 года смотрите здесь).

 

По-путински!

Сбербанк заподозрил БТИ в терроризме

В октябре текущего года граждане, совершающие платежи в отделениях Сбербанка России, смогли на личном опыте убедиться, сколь нелепые формы принимает в нашем государстве борьба с терроризмом. Ссылаясь на Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятое Центральным банком РФ Положение об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях названного противодействия от 19 августа 2004 года № 262-П, кассовые работники Сбербанка стали требовать от граждан заполнение второй квитанции с указанием паспортных данных плательщика при совершении любых платежей на любую сумму кроме операций по оплате жилья и коммунальных услуг, услуг связи, расчётов с бюджетами всех уровней.

В самом законе (пункт 2 статьи 7) предусмотрено, что требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Однако Центральный банк РФ, реализуя эту норму в своём Положении об идентификации, установил весьма узкий перечень банковских операций, при которых идентификация физических лиц не проводится (пункт 3.2 Положения). В этот перечень не вошли такие, надо полагать, подозрительные операции, как оплата услуг БТИ, детских садов, образовательных и медицинских учреждений, причём даже имеющих государственный статус.

Любопытно, что Сбербанк приступил к буквальному исполнению Положения об идентификации лишь спустя год после его принятия Центральным банком.  А вот в том, что способ исполнения требований Положения был выбран Сбербанком наиболее издевательский (рукописное заполнение гражданами второй квитанции со всеми 20-разрядными банковскими реквизитами), ничего удивительного нет. Таков фирменный стиль работы этого банка, продолжающего оставаться монополистом во многих населённых пунктах России. Ему ведь незачем бороться за клиентов: к нему и так придут, прибыль принесут, пусть недовольные уйдут, всё равно потом снова придут.

И только к началу ноября процедура идентификации плательщиков в Сбербанке стала иметь цивилизованную форму - простое предъявление паспорта кассовому работнику.
 


сентябрь

Положительный симптом
в истории болезни неизлечимого больного

Токсовское БТИ перешло на четырёхдневный режим работы

В сентябре текущего года Токсовское БТИ ввело в практику новый график приёма граждан: по понедельникам и средам - с 10 до 16 часов, по вторникам и четвергам - с 10 до 17 часов (с перерывом на обед с 13 до 14 часов). Ранее в этом учреждении было только два приёмных дня: вторник и четверг. Поэтому произошедшие изменения следует оценить как явно положительные.

Однако установленный режим работы Токсовского БТИ по-прежнему не соответствует нормам, содержащимся в Положении об аккредитации Роснедвижимостью организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (Приказы Минэкономразвития России от 19 октября 2004 года № 281 и от 5 апреля 2005 года № 70). Согласно пункту 2.1 указанного положения одним из требований к данным организациям является обеспечение обслуживания физических и юридических лиц не менее чем 6 дней в неделю, включая субботу и (или) воскресенье.
Думается, впрочем, что применительно к северной части Всеволожского района, территория которой подведомственна Токсовскому БТИ, и четыре приёмных дня в неделю - при условии равномерного распределения потока посетителей в эти дни - дадут вполне достойный по ощущениям комфортности от посещения данного учреждения результат.

Но одна деталь пока всё же настораживает: судя по объявлениям на дверях БТИ вышеуказанный режим работы установлен именно на сентябрь 2005 года. Возможно, что по итогам этого месяца график приёма граждан будет откорректирован.


Недолго ж музыка бравурная играла,
марш похоронный снова зазвучал...

Примечание-постскриптум. Проработав в четырёхдневном режиме с 5 по 12 сентября и, вероятно, не выдержав напряжения, Токсовское БТИ с 13 сентября вновь изменило график приёма: по вторникам и четвергам с 10 до 17 часов (с перерывом на обед с 13 до 14 часов) - приём граждан; по понедельникам и средам с 10 до 13 часов - приём юридических лиц. Таким образом, по существу, в Токсовском БТИ восстановлен действовавший уже длительное время двухдневный режим работы.

Итак, всё вернулось на круги своя. Леноблинвентаризация в очередной раз продемонстрировала нам свою неспособность к самореформированию и стойкое нежелание какого-либо улучшения качества обслуживания граждан. В связи с чем всё более значимым становится вопрос о создании альтернативы этому монополисту. Вот уже почти год, как федеральной властью приняты нормативные акты, открывающие возможность развития конкуренции в сфере технической инвентаризации (смотрите вышеупомянутые приказы Минэкономразвития России). Однако осуществить их на практике удастся лишь тогда, когда Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости действительно начнёт функционировать как орган учёта не только земельных участков, но и расположенных на них строений. В этом случае работа организаций технической инвентаризации окажется аналогичной (и очень близкой по процедуре) деятельности землеустроительных организаций, для которых бизнес в условиях конкуренции уже является нормой.

Нет, ещё дышит!

Примечание-постскриптум-2. На последней неделе сентября график приёма граждан в Токсовском БТИ был снова откорректирован: по вторникам и четвергам с 10 до 17 часов (с перерывом на обед с 13 до 14 часов); по понедельникам и средам с 10 до 13 часов (в том числе по заявкам с нормативным 30-дневным сроком исполнения). С учётом предыстории предсказать, сколько времени проработает в данном режиме Токсовское БТИ, весьма затруднительно.

 

Агония продолжается

Примечание-постскриптум-3. С 07 ноября 2005 года режим работы Токсовского БТИ снова изменился. Приём граждан: по вторникам и четвергам с 10 до 17 часов (с перерывом на обед с 13 до 14 часов), а также по вторым и третьим субботам каждого месяца - с 10 до 13 часов. Приём юридических лиц: по понедельникам и средам с 10 до 13 часов.


август

Сказано - сделано

Федеральное Собрание исполнило волю Президента

С похвальной оперативностью реализуются на практике законодательные инициативы Президента России, затрагивающие вопросы оформления гражданами прав на принадлежащее им недвижимое имущество. Напомним, что весной этого года в своём послании Федеральному Собранию Владимир Путин указал на необходимость:

1) установления для граждан упрощённого порядка легализации принадлежащих им фактически объектов недвижимости потребительского назначения;
2) отмены налога на имущество, переходящее в порядке наследования.

И вот результаты.
В соответствии с принятым Федеральным законом от 01 июля 2005 года № 78-ФЗ с 01 января 2006 года утрачивает свою силу Закон РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения". При этом налогообложение в связи с наследованием исключается из налогового законодательства полностью, а налогообложение в связи с дарением трансформируется в налог на доходы, полученные в порядке дарения.

Обратим внимание читателей на следующие важные обстоятельства.
О налоге на наследство. Пока ещё действующим Законом РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" возникновение обязанности по уплате налога на наследство связано с выдачей нотариусом свидетельства о праве на наследство, а не с принятием наследства и уж тем более не с самим фактом открытия наследства. Поэтому при отсутствии объективных причин, вынуждающих полностью завершить оформление наследства в текущем году (такой причиной является, например, необходимость срочной продажи унаследованного имущества), можно рекомендовать наследникам,
принявшим в установленный срок наследство, в целях сокращения расходов воздержаться до наступления 2006 года от получения свидетельств о праве на наследство в отношении имущества, облагаемого налогом на наследство.

Теперь о налоге на дарение, который с 01 января 2006 года преобразовывается в налог на доходы, полученные в порядке дарения. Взимание налога на доходы физических лиц регулируется главой 23 Налогового кодекса РФ. Согласно дополнению, внесённому в статью 217 НК РФ вышеназванным Федеральным законом № 78-ФЗ, доходы, получаемые от физических лиц в порядке дарения, подлежат обложению данным налогом, только если предметом дарения являются недвижимое имущество, транспортные средства, акции, доли, паи. Однако при совершении дарения между членами семьи и (или) близкими родственниками (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновлёнными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными братьями и сёстрами) налог на доход не будет взиматься в отношении любого имущества независимо от его вида.
Если же даритель и одаряемый в указанном родстве не состоят, то к доходу одаряемого при получении в дар недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей или паёв будет применяться обычная 13-процентная ставка. Причём, так как внесённым дополнением не установлено иное, налоговые органы вправе требовать исчисления суммы налога с рыночной, а не с инвентаризационной (нормативной) стоимости полученного в дар имущества. Кроме того, у одаряемого появляется обязанность представлять налоговую декларацию за налоговый период (год), в котором в порядке дарения получен доход (статья 228 НК РФ).
В настоящее время
налога на дарение легко избежать, совершив сделку в простой письменной форме (пункт 1 статьи 5 Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения"). С 01 января 2006 года простая письменная форма данного преимущества лишится, и сделки дарения между лицами, не состоящими в близком родстве, станут из-за 13-процентного налога куда более затратными по расходам на оформление, чем сейчас. Таким образом, можно рекомендовать дарителям и одаряемым, не подпадающим под категорию близких родственников, в целях сокращения расходов совершить сделку дарения в простой письменной форме, включая государственную регистрацию договора и перехода права по договору, до наступления 2006 года.

Весьма преувеличенной представляется оценка некоторых прокремлёвских СМИ о сверхвысокой значимости отмены Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", о том, что якобы эта отмена является кардинальным упрощением порядка оформления гражданами наследства и дарения. На самом же деле уплату данного налога нельзя отнести к существенным элементам такого оформления, так как происходила она после самого оформления на основании уведомления, направленного налогоплательщику налоговым органом. Тем не менее определённое упрощение процедуры совершения последующих сделок с полученным по наследству или в дар имуществом в связи отменой указанного закона произошло: с 01 января 2006 года уже не потребуется обращаться в налоговые органы за справкой об отсутствии задолженности по уплате налога с такого имущества.

Куда более значимым в деле минимизации сроков и затрат на оформление является другой принятый закон - Федеральный закон от 18 июля 2005 года № 87-ФЗ, вступивший в силу 31 июля 2005 года. Этим законом в Федеральный закон "О землеустройстве" внесены изменения, прямо указывающие на необязательность координатного описания границ земельного участка при его межевании, если эти границы совпадают с границами имеющихся на местности ориентиров (дороги, улицы, защитные лесные насаждения, реки, ручьи, каналы, линейные и другие подобные объекты) или могут быть описаны на основе измерений расстояний между участком и соответствующими ориентирами. При этом специально подчёркивается, что местоположение границ земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного и гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и сельскохозяйственного производства, может определяться с использованием генеральных планов населённых пунктов (поселений и городских округов), документации по планировке территории для размещения объектов индивидуального жилищного и гаражного строительства, генеральных планов (проектов организации и застройки территорий) садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан.

Данное изменение, будучи реализованным на практике, позволит гражданам и их некоммерческим объединениям в кратчайшие сроки и без астрономических затрат на геодезическую съёмку осуществить приватизацию земельных участков перечисленного целевого назначения. О существующей в настоящее время проблеме навязывания органами местной власти при приватизации участков работ по их межеванию (в прежнем понимании этого термина - с обязательным определением координат поворотных точек границ участков) Проект 47 уже подробно рассказывал. Остаётся надеяться, что Президент России и федеральная власть в целом сумеют обеспечить правильное понимание местной властью нового законодательства и упрощённый порядок приватизации гражданами принадлежащих им фактически земельных участков в действительности будет установлен.


июль

За преданность избранной профессии

Проект 47 вручил трудовому коллективу Токсовского отдела регистрационной службы памятный вымпел

21 июля 2005 года исполнилось семь лет со дня начала работы в посёлке Токсово подразделения органа регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Но никаких торжеств по этому поводу в трудовом коллективе Токсовского отдела регистрационной службы отмечено не было. Наверное, это и правильно. Ведь это праздник скорее для нас, посетителей данного учреждения. Это мы, посетители, радуемся, что есть у нас такое Токсовское подразделение органа регистрации. Поскольку стоит только на минуту представить, что Токсовского отдела нет, что нужно за регистрацией ехать во Всеволожский отдел к госпоже Назаровой, - волосы на голове начинают шевелиться. Как день и ночь сравнивал я на страницах Проекта 47 работу Токсовского и Всеволожского отделений тогдашней Ленинградской областной регистрационной палаты.

Вот уже столько лет знаком со многими сотрудниками Токсовского отдела и всё не перестаю ими восхищаться! Причём началось это с самого первого моего визита! А дело в том 1998 году было так.

Напомню, что Всеволожское отделение ЛОРП начало свою работу гораздо раньше Токсовского. Даже раньше, чем был введён в действие Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступивший в силу 31 января 1998 года. Так вот, незадолго до этой даты, с наступлением которой граждане получали свободу выбора формы сделок с недвижимым имуществом (нотариальная или простая письменная), один из нотариусов сообщил мне о якобы достигнутой между нотариусами Всеволожского нотариального округа и регистраторами договорённости о том, что договоры в простой письменной форме приниматься к регистрации в регистрационной палате не будут несмотря на введение в действие указанного закона. "Как это?" - удивился я. "Да вот так это!" - ответил мне нотариус.
Впоследствии я уже перестал удивляться подобным приёмам одурачивания граждан, которые широко используют в своей практике многие нотариусы. Но тогда эта информация меня насторожила. Всё-таки новый орган, новые люди. Что от них ожидать?
Поэтому при первом же посещении открывшегося в июле 1998 года Токсовского отделения ЛОРП я спросил Светлану Рагозину - сотрудницу, которая с первых дней ведёт в нём приём граждан: "Раз у вас здесь рядом нотариус (дело происходило в здании на Ленинградском шоссе, 55-а), значит, сделки в простой письменной форме на регистрацию принимать не будете?" На что Светлана спокойно ответила: "Ну как же мы можем не принимать сделки в простой письменной форме, если эта форма предусмотрена и разрешена законом?!" О! Настроение у меня сразу же улучшилось.

И в дальнейшем самые благоприятные впечатления от работы трудового коллектива Токсовского подразделения органа регистрации только усиливались. Это касалось и правовых позиций, занимаемых регистраторами по наиболее важным, принципиальным для граждан вопросам регистрации прав, это касалось и организации приёма посетителей в данном учреждении. И что особенно радует в этом трудовом коллективе, так это постоянное стремление к совершенству в работе.
Вот и за прошедший год - ещё одно явное организационное улучшение. С декабря прошлого года выдача готовых документов производится здесь отдельным специалистом в отдельном окне. Да, наверное, для самих сотрудниц работать на выдаче документов гораздо менее интересно, чем вести их приём. Однако для граждан это несомненно положительное нововведение, так как оно принципиально исключает возникавшую ранее неразбериху в очереди и, как следствие, предотвращает конфликты между посетителями на этой почве.

За прошедший год произошло ещё одно заметное событие. Я имею в виду реформу органов регистрации, проведённую в целом по стране. Полагаю, что эта реформа оказалась самым тяжёлым испытанием для самих органов регистрации за всю историю их существования. Директор Федеральной регистрационной службы Сергей Мовчан в своих интервью не скрывал остроты возникшей проблемы оттока квалифицированных кадров из-за резкого снижения заработной платы. Во многих подразделениях регистрационной службы эта проблема привела к параличу в работе, к талонной системе, к заблаговременной записи посетителей на подачу документов (т.е. к явным препятствиям в реализации гражданами их конституционных прав по распоряжению недвижимым имуществом), как это происходило, например, в первом полугодии этого года в бывшем ГБР Санкт-Петербурга. Во Всеволожском отделе регистрационной службы до сих пор очередь начинает формироваться накануне, - сразу после закрытия учреждения не попавшие на приём граждане составляют список, с ночным дежурством в машинах у входа. К 9-ти утра в очереди там бывает записано 50-60 человек.

И ничего подобного, даже отдалённо напоминающего, не происходило в Токсовском отделе. Личный состав отдела полностью сохранился, им не было допущено ни малейшего сбоя в приёме граждан. Что ещё и ещё раз подтверждает: трудовой коллектив Токсовского отдела - это исключение, счастливое исключение из правил. Семь лет работы и каждый год блестящий результат!

 

архив новостей за первое полугодие 2005 года

архив новостей за первое полугодие 2006 года


на главную страницу

e-mail: замените в адресе сайта w47.narod.ru
первую точку на символ @


© А. Масалович, 2005 Карта сайта "Проект 47"