Архив новостей сайта за второе полугодие 2006 года

Чтобы читать Проект 47 без навязчивой, свисающей со всех сторон рекламы от хостинг-провайдера,
с
качайте весь сайт целиком (zip-архив). После распаковки архива начинайте с файла index.html (заглавная страница) либо с файла map.html (карта сайта).


Проект 47

Архив новостей сайта за второе полугодие 2006 года

декабрь

Конкурс завершён

Проект 47 поздравляет победителя!

Не прошло и двух суток с момента начала проведения конкурса сайта, как определился его победитель. Им стал член совета территориальной общины "Якиманка-1" москвич Андрей Суворов - один из постоянных посетителей Проекта 47. Андрей правильно и первым ответил на оба поставленных вопроса.

Таким образом, объявленный приз присуждается победителю, а конкурс считается прекращённым. Проект 47 поздравляет Андрея Суворова с великолепной победой!

Правильные ответы на вопросы конкурса смотрите здесь.
Интересно, что за всё время существования сайта победитель конкурса был определён только в трёх случаях из шести. Призы в конкурсах 2001, 2002 и 2005 годов так и остались неразыгранными.

 

Взгляд на календарь

Проекту 47 - шесть лет!

1 декабря 2006 года исполнилось шесть лет со дня открытия нашего интернет-ресурса. Статистика посещений отмечает растущую востребованность Проекта 47 среди посетителей. Так в первый год существования сайта его страницы были запрошены пользователями 24246 раз, во второй год - 63318 раз, в третий - 113815 раз, в четвёртый - 127740 раз, в пятый - 155673 раз, а в шестой - 194027 раз.
При этом Проект 47 по-прежнему принципиально воздерживается от использования разного рода способов, искусственным образом повышающих рейтинг сайта. Каждое посещение страниц Проекта 47 - это осмысленный выбор пользователя.

*****

По традиции в честь очередной годовщины сайта среди его посетителей проводится конкурс. О задании конкурса, об условиях участия в нём, а также о размере денежного приза победителю подробнее смотрите здесь.
 


сентябрь

Материалы сайта дополнены

Проект 47 публикует полное распределение ведения наследственных дел между нотариусами Ленинградской области

Как известно, свидетельство о праве на наследство выдаётся нотариусом по месту открытия наследства (статья 1162 ГК РФ). Для большинства случаев местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя и только в исключительных случаях - место нахождения наследственного имущества (статья 1115 ГК РФ).
В дополнение к распределению ведения наследственных дел между нотариусами Санкт-Петербурга Проект 47 публикует распределение ведения наследственных дел между нотариусами Ленинградской области.
 


август

Борьба с беззаконием

Как правильно, на законных основаниях, не платить земельный налог

В начале текущего года граждане, обладающие на территории Всеволожского района садовыми участками, были шокированы известием о резком, в отдельных случаях более чем тридцатикратном, повышении земельного налога (подробнее об этом смотрите здесь). Теперь для собственников земли настало время принимать решение: платить или не платить установленный распоясавшейся властью налог.
Проект 47 публикует правовую аргументацию, согласно которой садоводы вправе полностью игнорировать не основанные на законе требования налоговых органов. К поклонникам действующего в стране политического режима данная заметка не относится, они могут стройными рядами идти исполнять все прихоти своих кумиров.

Итак, читаем внимательно. Сначала о том, в каком порядке должен уплачиваться налог за земли в садоводческих товариществах.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В границах полностью приватизированного садоводческого товарищества не имеется земельных участков, принадлежащих этому товариществу как юридическому лицу. Все индивидуальные участки в таком СНТ находятся в единоличной или общей собственности физических лиц. Участок же земель общего пользования является общей совместной собственностью членов товарищества, то есть также принадлежит физическим лицам, что подтверждается соответствующим свидетельством. Таким образом, полностью приватизированные СНТ не являются плательщиками земельного налога, и на данные организации не могут быть возложены обязанности по определению налоговой базы, по исчислению и уплате налога и авансовых платежей, по представлению налоговой декларации и расчёта по авансовым платежам по земельному налогу. В отношении же физических лиц, обладающих земельными участками в границах СНТ, обязанности по определению налоговой базы (пункт 4 статьи 391 НК РФ), по исчислению налога и авансовых платежей (пункт 3 статьи 396 НК РФ) несёт налоговый орган. При этом согласно пункту 2 статьи 392 НК РФ налоговая база в отношении участка земель общего пользования, находящегося в общей совместной собственности членов СНТ, определяется для каждого члена СНТ в равных долях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Причём, что архиважно, в этом случае обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ). Соответственно нет никаких оснований для начисления пеней за просрочку уплаты налога и для наложения штрафов за неуплату, если налоговое уведомление налогоплательщику так и не было направлено.
Налоговый орган осуществляет перечисленные действия по определению налоговой базы, по исчислению налога и авансовых платежей, по направлению налоговых уведомлений на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов муниципальных образований, органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, и органов, осуществляющих выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ (пункты 3, 4 и 8 статьи 85, пункт 4 статьи 391, пункты 11 и 12 статьи 396 НК РФ). И в то же время каких-либо обязанностей по представлению сведений о себе и о своих земельных участках ни на самих налогоплательщиков, ни на органы управления СНТ налоговое законодательство не возлагает.

Таким образом, абсолютно незаконны требования налоговых органов к органам управления СНТ по исчислению и уплате налога, по представлению налоговой декларации за находящийся в общей совместной собственности членов СНТ участок земель общего пользования, а также по сбору и передаче в налоговый орган персональных сведений о членах СНТ. Налогоплательщики вправе не выполнять требования налоговых органов, не соответствующие федеральным законам (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ).
Итак, совет первый. Не предпринимайте никаких действий до момента получения по месту Вашего жительства налогового уведомления, направленного налоговым органом. Пока Вы не получили это уведомление, обязанности по уплате земельного налога у Вас нет!

Далее, допустим, налоговое уведомление Вами получено и размер земельного налога, указанный в нём, исчислен исходя из кадастровой стоимости земли, установленной постановлением Правительства Ленинградской области от 22 декабря 2005 года № 330 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области" (zip-архив акта - 56,2 Кб). Существуют следующие основания считать применение данного постановления незаконным:

  1. Установленная кадастровая стоимость земель в садоводческих товариществах значительно превышает не только рыночную их стоимость, но и кадастровую стоимость земель в расположенных рядом населённых пунктах (результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 24 марта 2005 года № 64: zip-архив акта - 559 Кб). Такое превышение не имеет экономического обоснования и поэтому не соответствует пункту 3 статьи 3 НК РФ.

  2. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ). Между тем официальное опубликование постановления Правительства Ленинградской области от 22 декабря 2005 года № 330 состоялось лишь 10 марта 2006 года (Вестник Правительства Ленинградской области, 2006, № 4). А значит, по состоянию на 1 января кадастровая стоимость отсутствовала, и нет правовых оснований применять её для целей обложения земельным налогом в текущем налоговом периоде.

  3. В нарушение пункта 14 статьи 396 НК РФ, пункта 1 раздела VII решения Собрания представителей муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" от 07 сентября 2005 года № 59 "Об установлении земельного налога" и соответствующих актов советов депутатов муниципальных образований городских и сельских поселений кадастровая стоимость земельных участков до сведения налогоплательщиков в установленный срок (до 01 марта) и в установленном порядке (путём опубликования в газете "Всеволожские вести") доведена не была.

  4. Постановлением Правительства Ленинградской области от 22 декабря 2005 года № 330 утверждена кадастровая стоимость земель в неких садово-огороднических товариществах (СОТ) и дачных огороднических товариществах (ДОТ). На самом же деле наши садоводческие товарищества имеют иную организационно-правовую форму - садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ). Таким образом, на земли в границах СНТ данное постановление не распространяется.

В случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (пункт 13 статьи 3 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ"). Нормативная цена земель в границах СНТ во Всеволожском районе составляет 10 рублей за квадратный метр (постановление Правительства Ленинградской области от 23 апреля 1998 года № 15). При ставке 0,3 % размер земельного налога равняется 3 копейкам за квадратный метр (3 рублям за сотку), что по воле случая совпадает с размером налога за прошлый год, когда ставка устанавливалась не в процентном отношении к стоимости земли, а в абсолютном значении.

Итак, совет второй. По получении налогового уведомления оплатите по указанным в присланной квитанции реквизитам земельный налог только в том размере, который соответствует закону, а именно:

Что же касается требований налогового органа по уплате налога в большем размере, по уплате пеней и штрафов, то здесь у налогоплательщика есть возможность выбрать один из двух способов решения этой проблемы. Первый способ (активный, атакующий)  - это обжалование не основанных на законе требований налогового органа. Второй же способ (пассивный, оборонительный) заключается в ожидании исковых претензий со стороны самого налогового органа и последующей грамотной защите своих прав в роли ответчика.
Садоводы, не испытывающие благоговейный трепет перед сильными мира сего, не парализованные от страха перед безудержно наглеющей властью и готовые в судебном порядке сражаться за свои права и законные интересы, могут рассчитывать на нашу полную юридическую поддержку.
 


июль

Проект 47 поздравляет

Трудовому коллективу Токсовского отдела регистрационной службы - 8 лет!

21 июля исполнилось восемь лет со дня начала работы по приёму граждан в Токсовском подразделении органа регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Тогда, в 1998 году, подразделение именовалось Токсовским территориальным отделением Ленинградской областной регистрационной палаты, сейчас - это Токсовский отдел Главного управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

За прошедшее время трудовой коллектив отдела сумел сделать многое, ему удалось достичь того, к чему не смогли даже приблизиться другие. При этом феномен Токсовского отдела так и остался неразгаданным. У наблюдателей есть несколько предположений на этот счёт. Но все эти версии друг другу не противоречат, - вероятнее всего имеет место совокупность обстоятельств.
В частности, весьма интересен следующий аспект: у многих сотрудников первое базовое образование - техническое и никак не связано ни с государственным управлением, ни с юриспруденцией. Насколько это обстоятельство положительным образом повлияло на результат? Верно ли утверждение, что пока гуманитарий витает в облаках, технарь всё быстро разложит по полочкам?
Например, автор сайта с восторгом слушал рассказ о том, как регистраторы Токсовского отдела, призванные на помощь центральному аппарату госпожи Волчецкой, показали им там всем, как надо уметь работать. Не является ли трудовой коллектив Токсовского отдела регистрационной службы примером и доказательством того, что наибольший успех в юриспруденции способны достичь люди с техническим складом ума, имеющие любовь к точным наукам?
И если рассматривать эту проблему максимально широко: не является ли причиной безобразно низкого качества принимаемых в настоящее время законодательных актов то, что в существующей у нас системе образования юриспруденция (правоведение) относится к чему угодно, только не к точным дисциплинам. А ведь составление законов и иных нормативных правовых актов - суть программирование соответствующих правоотношений, и неопределённости в них столь же недопустимы, как и в программах для обычного компьютера.

Проект 47 желает трудовому коллективу Токсовского отдела в наступающем девятом году работы успешно справиться со всеми возникающими сложностями. Есть все основания предполагать, что этот год будет весьма непростым. Имеется в виду вступающий в силу с 1 сентября 2006 года Федеральный закон от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ, которым установлен упрощённый порядок оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества (подробнее об этом законе смотрите ниже).
Учитывая повальную правовую безграмотность наших граждан и необузданное стремление отдельных коммерческих структур на этом заработать, можно спрогнозировать массовое столпотворение в регистрационной службе одураченных садоводов, желающих осуществить государственную регистрацию прав на свои садовые дома. История помнит, как это происходило (и продолжает происходить сейчас) с бесцельным получением садоводами кадастровых планов земельных участков.
В таких условиях для сотрудников регистрационной службы на первый план выходит работа по разъяснению посетителям действующего законодательства с целью разрядить очередь и тем самым снять не обусловленные объективной необходимостью препятствия для граждан, действительно оформляющих сделку или наследство.

Проект 47 выражает надежду, что трудовой коллектив Токсовского отдела регистрационной службы с честью справится и с этим испытанием.

 

Просто не верится!

"Дачная амнистия" начнётся 1 сентября

Итак, Федеральный закон от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" принят и официально опубликован. Статьёй 13 закона установлено, что он вступает в силу с 1 сентября 2006 года, за исключением вступающей в силу 1 января 2007 года нормы об уменьшении размера государственной пошлины с 500 до 100 рублей за государственную регистрацию права собственности граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и на объекты недвижимого имущества, расположенные на таких земельных участках (новый подпункт 20.2 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ). Следует сразу заметить, что в тексте этого подпункта не упоминается о регистрации сделок с объектами перечисленных видов недвижимости, что приведёт к неоднозначному толкованию нормы на практике. Впрочем, к подобного рода дефектам законодательства, принимаемого нынешним политическим режимом, уже не привыкать.

Вернёмся к содержанию закона. Несомненно революционным новшеством является существенное упрощение процедуры первичной регистрации права собственности на садовые, дачные и индивидуальные жилые дома (новая статья 25.3 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Для садового дома (а также для любых иных объектов, в отношении которых в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ получение разрешения на строительство не требуется) документом, подтверждающим факт его создания и содержащим его описание, становится декларация! Соблюдая традиционно низкое качество принимаемых актов, законодатель не указывает при этом, кем может заполняться эта декларация. Однако исходя из сущности слова "декларация" надлежит сделать вывод, что составление декларации - это прерогатива лица, заявляющего о своём праве на декларируемый объект. Форму указанной декларации предстоит утвердить федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, каковым в настоящее время является Министерство экономического развития и торговли РФ. Причём согласно новой редакции пункта 4 статьи 18 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в декларацию об объекте недвижимого имущества должны заноситься:

Последняя позиция в этом перечне настораживает, так как необходимость указания в декларации кадастрового номера участка приведёт к невозможности параллельного обращения в кадастровую палату за кадастровым планом участка и в регистрационную службу за регистрацией права собственности на садовый дом. Кроме того, это же обстоятельство может стать препятствием для регистрации права собственности на садовые дома, расположенные на неприватизированных участках. Однако вполне вероятно, что кадастровый номер земельного участка нужно будет указывать в декларации лишь при его наличии. К такому выводу подталкивает содержание пункта 2 вышеупомянутой статьи 25.3, в котором установлено, что представление кадастрового плана земельного участка при первичной регистрации права собственности на садовый (или дачный) дом не требуется, если заявителем представлено заключение правления соответствующего садоводческого (или дачного) некоммерческого объединения, подтверждающее, что соответствующий объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.
Таким образом, существенное упрощение процедуры регистрации права собственности гражданина на садовый дом заключается в отмене необходимости получения в БТИ его технического паспорта. Каких-либо предельных сроков действия данного упрощения законодатель не устанавливает.

Для индивидуального жилого дома единственным документом, подтверждающим факт его создания и содержащим его описание, с 1 сентября 2006 года по 1 января 2010 года становится технический паспорт дома. Здесь существенное упрощение процедуры регистрации заключается в отмене на указанный период необходимости получения в органе местного самоуправления разрешения на строительство и разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию. При этом законодатель устанавливает труднообъяснимое отличие процедуры в отношении жилого дома, расположенного на участке для ИЖС (индивидуального жилищного строительства), по сравнению с процедурой в отношении жилого дома, расположенного на участке для ЛПХ (личного подсобного хозяйства): при регистрации права собственности на жилой дом в первом случае требуется кадастровый план соответствующего земельного участка, а при регистрации права собственности на жилой дом во втором случае вместо кадастрового плана может быть представлено заключение органа местного самоуправления, подтверждающее, что жилой дом расположен в пределах границ соответствующего земельного участка.

А вот что касается неприватизированных земельных участков, то порядок оформления права собственности на них упрощается только для тех правообладателей, которым участки персонально были предоставлены актами  органов власти. При этом теперь не имеет значения, какой вид права (пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование) указан в этих документах на землю и указан ли в них вид права вообще. Таким правообладателям для регистрации права собственности на земельный участок достаточно представить в орган регистрации акт органа власти, на основании которого он владеет этим участком, и его кадастровый план. Вынесение специального решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность (о приватизации) для таких случаев больше не требуется (новая редакция статьи 25.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", новый пункт 9.1 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ").

Однако сказанное никак не затронет те наши садоводческие товарищества, в которых индивидуальные участки персонально членам садоводства актами органов власти не предоставлялись, а правообладателем всего земельного участка территории садоводства по документам является товарищество как юридическое лицо. Для таких СНТ при приватизации земельных участков садоводами сохраняется необходимость получения решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка члену садоводства в собственность (новая редакция статьи 28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
Интересно, что участок земель общего пользования (в новой терминологии - земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования) с 1 сентября 2006 года может быть оформлен только в собственность товарищества как юридического лица (ранее приватизация таких земель осуществлялась в общую совместную собственность членов садоводства, то есть в собственность физических лиц). Это повлечёт увеличение расходов такого товарищества по сравнению с расходами  товариществ, приватизировавших участок земель общего пользования ранее, так как, во-первых, госпошлина за регистрацию права собственности юридического лица значительно выше (7500 рублей), а во-вторых, уплата земельного налога юридическими лицами сопряжена с подачей налоговых деклараций и налоговых расчётов по авансовым платежам.

Особо подчеркнём, что оформление гражданами и садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими объединениями граждан принадлежащих им земельных участков в собственность сроками не ограничена! (Новый пункт 2.1 и новая редакция пункта 3 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".)

К нововведениям первостепенной  важности следует отнести и норму о допустимости превышения уточнённой площади земельного участка в документах о межевании (кадастровом плане) над площадью в правоустанавливающем документе на него, если такое превышение составляет не более минимального размера участка, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ или органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования (например для садоводств в Ленинградской области - это 5 соток). Расхождение площадей в указанных пределах не будет являться препятствием ни для кадастрового учёта участка, ни для регистрации права собственности на него (пункт 6.1 статьи 19 и абзац шестой пункта 3 статьи 20 ФЗ "О государственном земельном кадастре", пункт 4 статьи 25.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Вынесение нового постановления органа власти об уточнении площади предоставленного участка больше не потребуется. Нужно понимать однако, что речь не идёт о легализации самозахвата прилегающих к участку земель, поскольку при самозахвате в государственном кадастровом учёте участка в новых границах будет отказано по причине нарушения прав смежных землепользователей (абзац четвёртый пункта 3 статьи 20 ФЗ "О государственном земельном кадастре"). Если же результаты межевых работ согласованы со всеми смежными землепользователями и в установленном порядке утверждены, то нет никаких оснований считать произошедшее увеличение площади участка самозахватом.

Одним из самых приятных новшеств является установление прямо в законе срока предоставления сведений ГЗК в форме кадастрового плана. До этого момента срок предоставления сведений ГЗК нормативными актами не был урегулирован вообще и произвольно определялся кадастровой палатой (в настоящее время - четыре недели). И вот теперь в новой редакции пункта 1 статьи 22 ФЗ "О государственном земельном кадастре" зафиксировано, что сведения ГЗК об определённом земельном участке, в том числе о земельном участке, государственный кадастровый учет которого был проведён в установленном порядке до вступления в силу этого закона (а такими участками являются все участки, на которые выданы свидетельства о праве (на право) собственности на землю), предоставляются в срок не более чем через десять рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления. Не следует, впрочем, путать указанный срок со сроком государственного кадастрового учёта земельного участка и учёта текущих изменений его характеристик (в частности, уточнения его площади и местоположения его границ по результатам межевания), который по-прежнему остался равным месяцу (пункт 7 статьи 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре").

Среди других положений Федерального закона от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ стоит выделить также следующие:

И завершается закон пространным опусом о праве органов местного самоуправления оказывать гражданам помощь в проведении государственного кадастрового учёта земельных участков, технического учёта (инвентаризации) созданных на земельных участках объектов недвижимого имущества и государственной регистрации прав на них (статья 12). Выглядит это как утешительный приз для местной власти, за счёт урезания компетенции которой как раз и упрощается в значительной мере порядок оформления гражданами прав на принадлежащее им недвижимое имущество.

 

архив новостей за первое полугодие 2006 года

архив новостей за первое полугодие 2007 года


на главную страницу

e-mail: замените в адресе сайта w47.narod.ru
первую точку на символ @


© А. Масалович, 2006 Карта сайта "Проект 47"