Всеволожская администрация нашла способ увеличить доходы придворных коммерческих структур

Чтобы читать Проект 47 без навязчивой, свисающей со всех сторон рекламы от хостинг-провайдера,
с
качайте весь сайт целиком (zip-архив). После распаковки архива начинайте с файла index.html (заглавная страница) либо с файла map.html (карта сайта).


Проект 47

Всеволожская администрация нашла способ увеличить доходы придворных коммерческих структур

 

Коррупция в органах власти может принимать самые различные формы. Банальное взяточничество чиновников уступает порой первенство в рейтинге недугов, которыми страдает власть, куда более экзотическим болезням.

 

Постановление с часовым механизмом.

"Вот тебе земля, дружок,
Оббеги-ка с ней кружок!
Не успеешь - извини,
Снова денежку копи."

С конца 2003 года постановления, выносимые главой администрации муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" по заявлениям граждан о предоставлении земельных участков в собственность, а также о слиянии, разделении, перераспределении участков, предоставленных ранее, стали дополняться следующим пунктом:

"В случае неисполнения пункта n в срок до (указывается дата), настоящее постановление утрачивает юридическую силу."

При этом в пункте n гражданину, в отношении которого издано соответствующее постановление, предписывается обеспечить постановку участка на государственный кадастровый учёт и проведение государственной регистрации права собственности на него, после чего представить копии документов о регистрации комитету по управлению муниципальным имуществом.

Думаете, что срок, установленный в указанном пункте, достаточно длительный? Это всё сказки про заботящуюся о народе власть. В постановлениях, изданных в середине января 2004 года главой районной администрации Игорем Самохиным, пограничным сроком в них определено 1 марта 2004 года. Посмотрим на эти даты с практической точки зрения.
Акт администрации, изданный в середине января, сам заявитель сможет получить в лучшем случае в двадцатых числах этого месяца. С учётом того, что кадастровая палата принимает граждан только раз в неделю, подача документов на кадастровый учёт участка состоится лишь в конце января или даже в начале февраля. Далее, месяц уходит на сам кадастровый учёт (пункт 7 статьи 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре"). Это уже конец февраля - начало марта. После чего ещё один месяц - на государственную регистрацию права собственности на участок (пункт 3 статьи 13 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), если гражданин не намерен платить за регистрацию в пятидневный срок по повышенному тарифу (а он вовсе не обязан делать это). Таким образом, обнаруживается, что при точном и добросовестном соблюдении гражданином установленных вышеуказанными законами процедур право собственности на участок может возникнуть у него только в конце марта - начале апреля, т.е. после утраты юридической силы полученного им постановления.

Для чего же Всеволожской администрации понадобилось включение в текст издаваемых постановлений такого положения, никак не основанного на законе и делающего в правовом смысле ущербными как сами акты администрации, так и проводимые на основании этих актов государственный кадастровый учёт земельных участков и государственную регистрацию права собственности на них?

Официальная версия: ограничение срока действия постановления дисциплинирует граждан, многие из которых - не будь данного угрожающего пункта - вообще забыли бы о необходимости кадастрового учёта и регистрации права собственности.

Версия наблюдателей. Чем чаще гражданин обращается в районную администрацию, тем больше денег он оставляет в приаттаченных (от английского "attache" - прикреплять) к ней коммерческих структурах: "Истёк срок действия постановления? О, да Вы же, гражданин, теперь нам так обязаны!"

Примечания-постскриптум.

  1. С мая 2004 года Токсовское территориальное отделение Ленинградской областной регистрационной палаты перестало принимать в качестве правоустанавливающих документов для регистрации права собственности на земельные участки постановления главы Всеволожской администрации, срок действия которых истёк (юридическая сила которых утрачена). Гражданину, в отношении которого вынесено утратившее силу постановление, необходимо повторно обращаться в районную администрацию для вынесения нового акта о том же самом.
  2. В середине апреля 2004 года Всеволожская администрация кардинально увеличила срок действия издаваемых постановлений, приблизив его к годичному. Острота проблемы была таким образом в значительной мере купирована.

 

Тайна секретной комнаты.

"Есть у нас отдел секретный -
Вывески там никакой,
В нём сидит совет экспертный -
У Христа за пазухой."

Рассмотрим далее сам механизм по изъятию денег у населения через коммерческие структуры, созданные при районной администрации.

Предположим, собрался гражданин объединить два принадлежащих ему на праве собственности смежных участка в один, с помощью землеустроительной организации провёл межевание (геодезическую съёмку) образующегося участка и, наконец, обратился во Всеволожскую администрацию с заявлением о вынесении соответствующего постановления. Что будет дальше? А дальше гражданину из администрации придёт ответ с предложением явиться в кабинет номер такой-то для заключения договора.
Какого ещё договора? - удивится читатель. Точно также удивится и гражданин, отправляясь в указанный в письме кабинет здания администрации. В поисках разгадки тайны сей последуем за ним и мы.

Обнаруженный кабинет - с виду самый обычный, с номером на двери, но без каких-либо табличек, вывесок, объявлений и пр. Сотрудник, сидящий в нём, ещё раз просмотрев все документы и выяснив, какое постановление главы администрации требуется, приступает к составлению того самого таинственного договора. Читаем, что же в нём:

Раздел договора Содержание
Стороны договора ЗАО "Нимб" (название ассоциативное) и гражданин
Предмет договора экспертиза кадастрового плана
Стоимость работ 3000 рублей
Остальные разделы ничего примечательного

Вот и разгадка. Частная коммерческая структура (даже не муниципальное предприятие!), занимая помещение в здании органа власти, по прямой наводке этой власти и под видом оказания совершенно невинных услуг выполняет работу по изготовлению текстов постановлений органа власти и обеспечивает их подписание. За 100 баксов каждое.
При этом взаимоотношения районной администрации и ЗАО "Нимб", надо полагать, самые светлые.

Примечание-постскриптум. Своим постановлением от 18 марта 2005 года № 1334 глава администрации МО "Всеволожский район Ленинградской области" установил новый порядок рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц в сфере земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности. Этим постановлением исключительными полномочиями по приёму заявлений, по оформлению проектов правоустанавливающих документов в указанной сфере, по их согласованию и утверждению в подразделениях администрации, а также по выдаче готовых документов заявителям наделено специально для этого созданное муниципальное учреждение "Агентство земельно-имущественных отношений". С 25 марта 2005 года данное учреждение приступило к работе по адресу: город Всеволожск, улица Невская, дом 10, что примерно в трёх километрах от здания районной администрации.
Всеволожская администрация называет введённый порядок действующим по принципу "одного окна", подразумевая при этом, что заявителю не придётся посещать более одного кабинета при решении стоящих перед ним задач. Собственно говоря, и прежде коммерческие структуры, приаттаченные к администрации, работали по тому же принципу. Главное же отличие состоит в том, что "одно окно" является теперь единым и имеет статус муниципального учреждения.

Примечание-постскриптум-2. Всё это, впрочем, не снимает вопроса о законности функционирования подобных придворных структур, пусть даже создаваемых в форме муниципальных учреждений. С учётом того, что Агентство земельно-имущественных отношений наделено правом на ведение коммерческой деятельности (оказание платных услуг), оно подпадает под понятие хозяйствующего субъекта, данное в Законе РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". А согласно пункту 3 статьи 7 названного закона запрещается совмещение функций органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов. Кроме того, согласно пункту 1 указанной статьи запрещается необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам, работающим на рынке того же товара (тех же услуг).
В связи с этим интересно решение Верховного Суда РФ от 30 августа 2005  года № ГКПИ05-909, которым по приведённым мотивам был признан незаконным и недействующим пункт 3 Приказа Госстроя РФ от 19 июня 2002 года № 107, устанавливавший привлечение специалистов государственного учреждения "Федеральный лицензионный центр" при Госстрое РФ для организации контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.


Подчёркнутому верить?

А тем временем фамилия главного в России "борца" с коррупцией снова, как и на прошлых выборах, оказалась в бюллетене подчёркнутой - в связи с выбытием следующего по алфавиту кандидата. Виртуозный трюк, не правда ли? Специально для слабовидящих. В прямом и переносном смысле.

15 марта 2004 года


на главную страницу

e-mail: замените в адресе сайта w47.narod.ru
первую точку на символ @


© А. Масалович, 2004 Карта сайта "Проект 47"