Как районная администрация три года наследство оформляла

Чтобы читать Проект 47 без навязчивой, свисающей со всех сторон рекламы от хостинг-провайдера,
с
качайте весь сайт целиком (zip-архив). После распаковки архива начинайте с файла index.html (заглавная страница) либо с файла map.html (карта сайта).


Проект 47

История о том, как районная администрация три года наследство оформляла, а теперь ведением садоводства занимается

 

Волокита - один из многочисленных недугов нашей нынешней власти. Неспособность или нежелание чиновников оперативно разрешать задачи, определённые рамками их должностных обязанностей, зачастую приводят к недопустимому затягиванию дел. В книгу рекордов бюрократической волокиты несомненно должна попасть и эта история.

 

Привалило государству наследство...

12 июня 1997 года умер гражданин Кажухин Иван Никитович, проживавший в Калининском районе Санкт-Петербурга (фамилия изменена). Наследников у него не оказалось, да и наследство было не ахти какое - земельный участок в садоводческом товариществе "Леспроект", расположенном во Всеволожском районе Ленинградской области. Даже построек на этом участке не имелось - сгорели при пожаре, унёсшем жизнь их владельца.
Если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, имущество умершего по праву наследования переходит к государству (статья 527 ГК РСФСР). Такое имущество ещё называют выморочным. И видимо неслучайно термин этот имеет общие корни со словами "морока" и "морочить". Дальнейшее развитие событий - наглядное тому подтверждение.

Спустя год, 01 августа 1998 года правление садоводческого товарищества проинформировало письмом № 3/98 администрацию Всеволожского района о том, что участок Кажухина остался без наследников и длительное время находится в заброшенном состоянии. Правление просило также передать этот участок садоводству для дальнейшего распределения среди его членов, имевших участки меньше установленного норматива. (Например, участок одного из садоводов этого товарищества был площадью всего 4 сотки!)

Надо отметить, что так как участок был в своё время приватизирован Кажухиным, обычное его перераспределение после смерти владельца стало невозможным. Государство (в лице налогового органа) в таких случаях должно сначала оформить наследство на участок, затем передать его в муниципальную собственность, и только потом местная районная власть сможет им распорядиться.

Итак, письмо правления СТ "Леспроект", зарегистрированное в районной администрации 05 августа 1998 года под входящим номером 1669/05, начало своё хождение по кабинетам. Первой инстанцией для него стал Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Всеволожского района.
Здесь первое время дела продвигались быстро. К началу сентября по запросу райкомзема и при помощи членов садоводства из отдела ЗАГС Калининского района Санкт-Петербурга были получены справки о смерти гражданина Кажухина, а заодно и его бывшей супруги Раисы Ильиничны, скончавшейся в марте 1998 года. Последнее, впрочем, было совсем ненужным, так как:

Любопытно, что на этом этапе райкомзем упорно называл в своих документах данный земельный участок "бесхозным", имея в виду, вероятно, статью 225 ГК РФ, регулирующую порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи. Однако, под бесхозяйной понимается вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Очевидно, что наш случай под это определение не подходит, ибо в силу статьи 527 ГК РСФСР участок перешёл к государству как выморочное, а не бесхозяйное имущество.

Итак, имелись: справки из отдела ЗАГС , поднятый из архива райкомзема второй экземпляр Свидетельства о праве собственности на землю, а также добытая правлением садоводства архивная справка Ф-9 о регистрации умершего по последнему месту жительства. Сочтя свою миссию на этом выполненной, райкомзем направил 8 сентября 1998 года все эти документы в Комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) Всеволожского района.

В КУМИ, обнаружив явную недостаточность для оформления наследства пакета документов, переданного из земельного комитета, подготовили и отправили 22 сентября 1998 года два письма:

  1. в токсовское БТИ о выдаче справки Ф-11, подтверждающей отсутствие строений на участке;
  2. в райкомзем о выдаче справки-акта с нормативной стоимостью земельного участка.

Токсовское БТИ выполнило просьбу КУМИ довольно оперативно: справка Ф-11 была готова 29 октября 1998 года. А вот райкомзем удосужился это сделать только 13 октября 1999 года - через год! Причём, если бы члены правления садоводства периодически не появлялись во Всеволожской администрации и не интересовались у её чиновников как идёт оформление, то эта "невероятно трудоёмкая" работа и по сей день, наверное, продолжалась.

 

На подмогу чиновникам.

Далее процедура принятия выморочного участка в муниципальную собственность снова застопорилась. Тем временем в апреле 2000 года по просьбе одного из членов садоводческого товарищества, заинтересованного в приобретении этого участка, к этому делу подключился и я. В мою задачу входило: содействовать по возможности завершению оформления наследства и попутно выяснить, какая дальнейшая судьба ожидает этот земельный участок, в случае положительного для моего доверителя решения представлять его интересы при переходе к нему права собственности на участок.

Из первой же беседы с сотрудницей КУМИ, занимавшейся вопросами выморочного имущества, выяснилось, что очередная остановка вызвана опять-таки неполнотой пакета документов. Нотариус города Всеволожска, в ведении которого находились наследственные дела, требовал:

Всё, что касалось регистрационной палаты, БТИ и райкомзема, КУМИ ещё мог бы исполнить сам, но посылать своего сотрудника в Санкт-Петербург за повторным свидетельством о смерти - это уже выше его возможностей! Поэтому дело и застряло. Однако крайне интересно здесь другое обстоятельство: КУМИ понятия не имел, что свидетельство о праве на наследство выдаётся нотариусом по месту открытия наследства (статья 557 ГК РСФСР), которым признаётся последнее постоянное место жительства наследодателя, и только если оно неизвестно - место нахождения наследственного имущества (статья 529 ГК РСФСР). На мой вопрос сотруднице КУМИ, почему она обращалась к нотариусу города Всеволожска, если умерший к моменту смерти постоянно проживал в Калининском районе Санкт-Петербурга, та ответила: "А мы всегда к нему обращаемся!".
На всякий случай, чтобы уточнить этот вопрос, я заглянул к самому нотариусу, где нашёл подтверждение своей позиции: свидетельство о праве государства на наследство в данном случае подлежало выдаче нотариусом, ведающем наследственными делами в Калининском районе СПб. Известие об этом нисколько, впрочем, не разочаровало сотрудницу КУМИ - ехать в СПб никто всё равно не собирался. Причём был высказан интересный нюанс: мы-то (КУМИ) съездить отвезти документы можем, а вот Всеволожская налоговая инспекция и к местному-то нотариусу за свидетельством по полгода дойти не может, а уж в Петербург и вовсе... В общем рассчитывать нельзя.

 

Новая власть: перестройка и ускорение.

Надо отметить, что в те апрельские дни в кабинетах Всеволожской администрации царило чемоданное настроение. Шла предвыборная кампания по избранию главы Всеволожской администрации, и многие чиновники морально готовились покинуть свои насиженные места. Дело в том, что досрочные выборы были объявлены в связи с осуждением за взяточничество прежнего главы администрации Г. Доброва (кстати, вместе с ним был осуждён и председатель райкомзема В. Царенков). Отсюда и прогнозировалось, что с приходом в администрацию нового начальника кадровые изменения окажутся самыми радикальными.

14 мая 2000 года выборы состоялись. Победу на них уверенно одержал Самохин Игорь Владимирович - офицер запаса. Борьба с коррупцией, установление открытой гласной процедуры распределения земельных участков - это были козырные карты его предвыборной платформы.
И действительно через некоторое время в здании Всеволожской администрации начали появляться новые лица. В первую очередь менялись руководители комитетов, но и на уровне рядовых сотрудников тоже происходило обновление и, я бы добавил, омоложение. Что приводило, впрочем, порой к забавным ситуациям (об этом ниже).

Летом 2000 года на должность юриста в КУМИ была принята девушка (назовём её Алевтиной), только-только окончившая учебное заведение. Ей и передали все дела по выморочному имуществу. Да ещё отдельный кабинет для неё с напарницей выделили. "Отлично! - подумал я. - Теперь дело сдвинется с мёртвой точки. Новичку ведь надо проявить себя аккуратным и исполнительным." И вправду, Алевтине удалось решить вопрос с оформлением наследства по участку Кажухина кардинальным образом. Она уговорила (а может просто очаровала?) коллег из Всеволожской налоговой инспекции выдать мне доверенность на сбор недостающих справок и на получение свидетельства о праве государства на наследство у нотариуса в Санкт-Петербурге. Так с 31 августа 2000 года на два месяца я стал представителем инспекции МНС по Всеволожскому району. Два месяца мне, конечно, на это не понадобилось. Уже 14 сентября свидетельство было получено и на следующий день передано во Всеволожскую налоговую инспекцию. Однако, некоторые подробности этой моей миссии хотелось бы отметить особо.

 

И с налоговой инспекции пошлину взыскали.

Посетив в первую очередь нотариуса Стрельцову С.В., занимающуюся наследственными делами в Калининском районе СПб, я выяснил, каких же документов не хватает. Оказалось, что в отличие от установок всеволожского нотариуса:

Не доставало справки об отсутствии арестов и запрещений из Токсовского отделения ЛОРП и справки из органа ЗАГС о расторжении брака Кажухина со своей женой. Последняя оказалась необходимой, так как в справке Ф-9 Иван Никитович и Раиса Ильинична значились мужем и женой, а у Раисы Ильиничны, умершей из них двоих позже, имелись наследники (сестра), о чём свидетельствовало заведённое у того же нотариуса наследственное дело.

Небольшое отступление. Должен отметить с исключительно положительной стороны нотариуса Стрельцову Снежану Вячеславовну, ведущую приём граждан по адресу: СПб, пр. Просвещения, 67. За свою практику мне довелось побывать у многих нотариусов, и о многих нотариусах я отозвался бы с критикой, но именно здесь (и не только в связи с этим наследственным делом) я стал свидетелем столь благожелательного отношения к посетителям, а также оперативного, без неоправданных задержек и придирок, разрешения их проблем.
Примечания-постскриптум.
С 2003 года нотариус Стрельцова С.В. ведёт приём по адресу: СПб, Светлановский пр., 70, корпус 1.
В 2004 году я вынужден был занести Стрельцову С.В. в
чёрный список нотариусов по причине изменения её позиции в отношении наследования садовых домов.

Итак, отправился я в отдел ЗАГС Калининского района. Сразу получить нужную справку не удалось: начальник отдела ЗАГС потребовала от меня официальный запрос инспекции МНС, сочтя доверенность недостаточной. Но любопытно в этом учреждении было другое. Когда запрос я представил, то при выдаче справки с инспекции МНС в моём лице была взыскана государственная пошлина по подпункту 6 пункта 5 статьи 4 Закона РФ "О государственной пошлине" в размере 20 % МРОТа. Да, налоговые органы освобождены статьёй 5 этого закона от уплаты госпошлины во многих случаях, но не в органах ЗАГС. Однако уплата пошлины по основанию подпункта 6 пункта 5 статьи 4 предусмотрена только в отношении выдачи справок гражданам. Поэтому и в этом случае госпошлина с налогового органа взиматься была не должна.
Кроме справки о наличии записи акта о расторжении брака Кажухиных я получил также и справку об отсутствии записи акта о новом браке Кажухина, ведь ничто не мешало ему после развода в октябре 1988 года жениться на ком-нибудь снова, в том числе на той же самой Раисе Ильиничне. Последняя справка, кстати, была бесплатна, так как пошлина взимается только за справки о наличии, а не об отсутствии записей акта гражданского состояния.

Завершение сбора документов прошло без приключений, и полученное у нотариуса свидетельство о праве государства на наследство было передано мной 15 сентября 2000 года в инспекцию МНС по Всеволожскому району, о чём я проинформировал и сотрудницу КУМИ Алевтину. Та в свою очередь пообещала зайти в течение недели в налоговую инспекцию, чтобы получить от них представление о принятии участка в муниципальную собственность. Произошло это, впрочем, только через две недели и при моём участии.

 

Конец, да не тот.

Дальнейшая процедура должна была состоять в следующем: КУМИ готовит проект постановления главы администрации района о принятии участка, и затем на основании этого постановления в Токсовском территориальном отделении ЛОРП происходит государственная регистрация права муниципальной собственности. Но даже такую элементарную для юриста работу, как изготовление проекта постановления для подписания, Алевтина умудрилась выполнить только к концу 2000 года. Любопытно сравнить объяснения этого факта самой Алевтины и её непосредственного начальника - заместителя председателя КУМИ.

Алевтина: "Это дело куда-то передали и теперь не можем его найти. Вы позвоните попозже."
Начальник: "Девочка новенькая, неопытная. То фамилию перепутает: вместо Кажухин Катухин напишет, то ещё что. Несколько раз переделывали."

Да уж, откуда опыту-то взяться? Зашёл я как-то в очередной раз в КУМИ узнать, переданы ли наконец документы на регистрацию в ЛОРП. Подхожу к кабинету Алевтины - закрыто. Ну, бывает, вызвали к начальнику или послали куда. Сижу на скамейке чуть вдалеке, наблюдаю. Другие люди и сами служащие администрации тоже подходят, дёргают за дверную ручку, смотрят на часы, удивляются и уходят. Тут пришла её напарница, подёргала дверь, достала свой ключ, открыла и вошла. Далее внимание: через минуту из кабинета выходит молодой парень - сотрудник юридического отдела администрации, расположенного в другом конце коридора. Тогда всё ясно. Захожу, вижу - Алевтина на своём рабочем месте. Здравствуйте!
В общем тянуло Алевтину в юридический отдел. В конце концов её туда и перевели. Таким юристам везде у нас дорога.

В результате всего этого в начале января 2001 года готовые документы всё-таки поступили на регистрацию в ЛОРП . И 8 февраля право муниципальной собственности на участок было зарегистрировано. Как же сложилась его судьба в дальнейшем?

На протяжении всех этих долгих лет оформления наследства сотрудники администрации заверяли правление садоводческого товарищества, что участок будет передан именно тому его члену, в отношении которого будет ходатайствовать само товарищество. Общее собрание садоводства в октябре 1999 года даже провело по этому поводу жеребьёвку и определило счастливчика.
Но в феврале 2001 года, когда все муки принятия выморочного имущества закончились, позиция районной администрации резко изменилась. Чиновники пришли к выводу, что подобное имущество, находящееся в муниципальной собственности и на которое отсутствуют какие-либо иные права других лиц, подлежит продаже только в результате проведения торгов (конкурса, аукциона). Что ж, прекрасно - открытая, гласная процедура. Всё это можно было бы только приветствовать, но оказалось, что правила проведения торгов администрацией ещё не приняты. Эти правила и в настоящее время по-прежнему в стадии разработки.

Примечание-постскриптум. 16 сентября 2002 года глава администрации Игорь Самохин утвердил своим распоряжением Временный порядок организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных участков или права их аренды на территории района. Однако это никак не повлияло на судьбу садового участка, о котором идёт речь в нашей истории. КУМИ в настоящее время выставляет на торги только участки под ИЖС, а своё нежелание провести аукцион по садовому участку формально объясняет отсутствием сформированного в отношении него кадастрового дела. Фактическим же мотивом бездействия этого комитета, как можно понять из высказываний его чиновников, является слишком малая ценность данного участка по сравнению с накладными расходами по предпродажной подготовке (кадастровое дело) и по организации аукциона. В таком случае возникает вопрос: что мешает Всеволожской администрации произвести отчуждение этого участка без аукциона в соответствии со статьёй 34 ЗК РФ, возложив на приобретателя возможные расходы по оформлению?

 

Что в итоге, или чего у нас нет?

На словах местная власть под руководством Игоря Самохина стремится навести порядок в распределении земельных участков. Но на деле всё это привело к крайне неэффективному управлению муниципальным имуществом:

"У нас нет чиновничьей волокиты," - заявил недавно губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков в интервью петербургскому изданию "Бюллетень недвижимости". Готов поверить, что в окружении губернатора никто таким недугом не страдает.
А вот как с этим на уровне местной, районной власти, которая ближе всего к населению и которая призвана заниматься проблемами и нуждами простых граждан, а не солидных инвесторов? Увы, печальная картина, Валерий Павлович...

23 января 2002 года

Примечание-постскриптум. Земельный участок, о котором шла речь, был продан районной администрацией с торгов лишь летом 2011 года.


на главную страницу

e-mail: замените в адресе сайта w47.narod.ru
первую точку на символ @


© А. Масалович, 2002 Карта сайта "Проект 47"