Проект федерального закона "О мерах по защите прав граждан и юридических лиц на принадлежащие им земельные участки"

Чтобы читать Проект 47 без навязчивой, свисающей со всех сторон рекламы от хостинг-провайдера,
с
качайте весь сайт целиком (zip-архив). После распаковки архива начинайте с файла index.html (заглавная страница) либо с файла map.html (карта сайта).


Проект 47

Проект федерального закона "О мерах по защите прав граждан и юридических лиц на принадлежащие им земельные участки"

 

Известно, что в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции РФ право законодательной инициативы (федерального уровня) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ и законодательным органам субъектов РФ. Мы же с вами, уважаемые читатели, такого права в прямом смысле не имеем. Это, впрочем, никак нас не ограничивает в возможности готовить проекты федеральных законов и предлагать их перечисленным обладателям права законодательной инициативы для рассмотрения и последующего внесения в Государственную Думу.

Проект 47 приглашает всех заинтересованных лиц высказаться по публикуемому ниже проекту федерального закона "О мерах по защите прав граждан и юридических лиц на принадлежащие им земельные участки", подготовленному автором сайта в связи с ситуацией, сложившейся в сфере земельных правоотношений. К проекту прилагаются материалы, требуемые в соответствии с законодательной процедурой, установленной Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Предлагаемые меры направлены на устранение неопределённостей земельного законодательства, которые в силу неадекватного их толкования правоприменительными органами препятствуют нормальному функционированию земельного рынка, создают неоправданные ограничения оборота земельных участков и тем самым затрагивают конституционные права большого числа граждан и юридических лиц, являющихся их правообладателями.

Данный законопроект может быть также использован посетителями сайта в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы в качестве наказа кандидатам, а после выборов - в качестве наказа избранным депутатам.
Протестируйте своих избранников!

 

Проект

Российская Федерация
Федеральный закон

О мерах по защите прав граждан и юридических лиц на принадлежащие им земельные участки

Статья 1. Считать поставленными на государственный кадастровый учёт земельные участки, в отношении которых в установленном порядке ранее были выданы свидетельства и государственные акты, удостоверяющие право собственности на земельные участки, право пожизненного наследуемого владения земельными участками и право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
При необходимости определения кадастровых номеров и получения кадастровых планов указанных земельных участков их правообладатели обращаются в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, с заявлениями о предоставлении сведений государственного земельного кадастра. Выполнение работ по межеванию земельных участков не может являться условием предоставления таких сведений.

Статья 2. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты:

1. Часть первую статьи 554 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410) изложить в следующей редакции:
"В договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие идентифицировать подлежащее передаче покупателю имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.".

2. В Федеральном законе от 2 января 2000 года № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 2, ст. 149):

пункт 2 статьи 8 дополнить абзацами следующего содержания:
"Сведения об определённом земельном участке предоставляются заявителю в течение десяти рабочих дней. Обобщающие сведения о землях в границах определённой территории предоставляются заявителю в течение месяца.
Отказ в предоставлении сведений государственного земельного кадастра может быть обжалован в судебном порядке.";

в абзаце седьмом пункта 1 статьи 9 слова "предельного размера" заменить словом "размеров";

в статье 22:

пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"Плата за предоставление сведений государственного земельного кадастра взимается в размерах, установленных Правительством Российской Федерации.";

в пункте 2 абзацы второй и шестой исключить.

3. Статью 17 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ "О землеустройстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 26, ст. 2582) дополнить частью следующего содержания:
"Определение координат межевых знаков является обязательным в случаях, предусмотренных федеральным законом.".

4. В Земельном кодексе Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147):

статью 27 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8. Отсутствие в государственном земельном кадастре сведений о координатах поворотных точек границ земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учёт, не является основанием для ограничения оборотоспособности таких земельных участков, в том числе при предоставлении их в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.";

статью 69 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8. Размеры платы за работы по землеустройству в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или федеральными законами такие работы являются обязательными, устанавливаются Правительством Российской Федерации.".

Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
До введения в действие федерального закона, устанавливающего случаи обязательного определения координат поворотных точек границ земельных участков, координатный способ описания местоположения границ земельных участков применяется по желанию их правообладателей.

Президент Российской Федерации

 

Пояснительная записка
к проеку федерального закона "О мерах по защите прав граждан и юридических лиц на принадлежащие им земельные участки

Проект федерального закона "О мерах по защите прав граждан и юридических лиц на принадлежащие им земельные участки" разработан в целях уточнения отдельных положений земельного законодательства, которые своей недостаточной определённостью препятствуют нормальному функционированию земельного рынка, создают неоправданные ограничения оборота земельных участков и тем самым затрагивают конституционные права большого числа граждан и юридических лиц, являющихся их правообладателями.

Статьёй 1 законопроекта раскрывается значение нормы пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 2 января 2000 года № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", чем исключается её двоякое толкование на практике территориальными органами Росземкадастра. При этом в статье 1 законопроекта специально подчёркивается недопустимость требования проведения работ по межеванию при получении правообладателями сведений государственного земельного кадастра (ГЗК) о принадлежащих им земельных участках, права на которые удостоверены выданными ранее в установленном порядке свидетельствами и государственными актами.

Главной причиной, вызвавшей существенное усложнение порядка оформления прав на земельные участки и резкий рост сопутствующих оформлению расходов, является введение в земельное законодательство координатного способа описания местоположения границ земельных участков (статья 17 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ "О землеустройстве"). Причём причиной является не столько сам координатный способ, сколько придаваемый ему толкованием органов Росземкадастра статус обязательного применительно к статье 554 Гражданского кодекса РФ, содержащей требования к определению предмета в договоре купли-продажи недвижимости. Законопроектом предлагается установить, что случаи обязательного определения координат поворотных точек границ земельных участков должны быть прямо и исчерпывающим образом указаны в федеральном законе. По мере повышения уровня жизни и благосостояния граждан перечень таких случаев (совершение сделок определённого вида, совершение сделок с земельными участками определённых категорий и целевых назначений) может пополняться.

Совершенно неоправданным представляется установленная в настоящее время бесплатность предоставления сведений ГЗК правообладателям земельных участков и их наследникам (пункт 2 статьи 22 Федерального закона от 2 января 2000 года № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре"). В целях развития системы государственного земельного кадастра, в том числе увеличения явно недостаточной численности работающих там специалистов и улучшения качества обслуживания населения, предлагается предоставление сведений ГЗК сделать в основном платным. Вместе с тем необходимо установить в законе и сроки предоставления указанных сведений.

С другой стороны, законодательного регулирования требует также вопрос о формировании цен на работы по землеустройству. Практика показывает, что несмотря на разнообразие форм собственности землеустроительных организаций, несмотря на кажущиеся предпосылки к ценовой конкуренции между ними тарифы на их услуги зачастую в несколько раз превышают себестоимость выполняемых работ. О недопустимости сложившейся ситуации Государственная Дума Федерального Собрания РФ уже указывала в своём обращении "К Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову о мерах по защите прав граждан на владение, пользование и распоряжение земельными участками", принятом Постановлением от 18 апреля 2003 года № 3900-III ГД. В законопроекте предлагается дополнить статью 69 Земельного кодекса РФ нормой об установлении Правительством РФ размеров платы за работы по землеустройству для тех случаев, когда проведение таких работ обусловлено законом. Если государство передаёт частному бизнесу выполнение каких-либо общественно важных функций, сохраняя при этом обязательность обращения своих граждан к таким функциям, то оно должно в достаточной степени контролировать деятельность бизнеса в сфере данных правоотношений, в том числе путём тарифного регулирования.

Законопроект в целом направлен на минимизацию усилий и затрат обладателей земельных участков в процессе оформления прав на них и сделок с ними, что в полной мере согласуется с целями и задачами, поставленными в Федеральной программе поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утверждённой постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 года № 273.

 

Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О мерах по защите прав граждан и юридических лиц на принадлежащие им земельные участки"

Принятие Федерального закона "О мерах по защите прав граждан и юридических лиц на принадлежащие им земельные участки" не потребует признания утратившими силу актов федерального законодательства и их приостановления.

Вместе с тем по принятии указанного Федерального закона станет необходимым:
- внесение изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 года № 918 "Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра";
- утверждение Правительством РФ размеров платы за работы по землеустройству в случаях, когда в соответствии с Земельным кодексом РФ или федеральными законами такие работы являются обязательными.

Кроме того, Федеральный закон "О мерах по защите прав граждан и юридических лиц на принадлежащие им земельные участки" предполагает принятие в будущем федерального закона, устанавливающего случаи обязательного определения координат поворотных точек границ земельных участков.

 

Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О мерах по защите прав граждан и юридических лиц на принадлежащие им земельные участки"

Реализация законопроекта не потребует привлечения дополнительных средств из федерального бюджета. Следует также заметить, что введение платы за предоставление сведений государственного земельного кадастра для правообладателей земельных участков и их наследников позволит увеличить доходы федерального бюджета, а значит, и финансирование деятельности органов Росземкадастра по ведению ГЗК.

Законопроект с прилагаемыми материалами в формате MS-Word смотрите здесь.


на главную страницу

e-mail: замените в адресе сайта w47.narod.ru
первую точку на символ @


© А. Масалович, 2003 Карта сайта "Проект 47"